Китай — крупнейший в мире источник выбросов углекислого газа. Он производит больше выбросов, чем любая другая страна. Исторически рост его экономики сопровождался увеличением потребности в энергии, которую обеспечивали угольные и газовые электростанции. Растущий уровень урбанизации, строительство, промышленность, включая сталелитейное и цементное производство, требовали все больше энергии.
Несмотря на усилия по развитию возобновляемых источников, значительная часть китайской энергетики оставалась «грязной». Даже когда Китай вводил в строй солнечные и ветровые станции, это редко снижало общие выбросы. Бывали и периоды падения выбросов — например, во время локдаунов в 2022 году, когда экономика резко замедлилась. Но до сих пор это не было связано с устойчивыми изменениями.
Теперь ситуация меняется. По данным Центра по исследованию энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy and Clean Air) в Финляндии, за последние 12 месяцев выбросы углекислого газа в Китае снизились на один процент. Причем снижение совпало с ростом потребления электроэнергии — такого в стране еще не случалось. Только за первый квартал 2025 года выбросы сократились на 1,6 десятых процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Под антарктическим льдом нашли источник тепла и газа, поддерживающий жизнь
Главная причина — масштабные вложения в чистую энергетику. Китай рекордными темпами развивает солнечную, ветровую и атомную генерацию. Все эти источники начали вытеснять уголь и газ. Сдвиг заметен и в экономике — доля отраслей с высоким уровнем выбросов, таких как производство цемента и стали, уменьшается. Люди активнее переходят на электромобили, снижая потребность в бензине и дизеле.
Если страна продолжит идти по этому пути, выбросы будут падать дальше. В таком случае, Китай достигнет пика выбросов на пять лет раньше заявленной цели (2030 год). Такой поворот стал бы мощным шагом в борьбе с климатическим кризисом и дал бы другим странам сигнал: масштабные перемены возможны.
Аналитик Лаури Мюлливирта (Lauri Myllivirta), автор исследования, считает, что если китайские лидеры увидят устойчивое снижение выбросов, страна станет гораздо более активным участником международной климатической политики. И своим примером подтолкнет другие страны к реальным действиям.
Более половины экосистем Земли утратили первозданность
Однако риски остаются. Если лето окажется особенно жарким, возрастет спрос на кондиционеры. В случае засухи гидроэлектростанции не смогут вырабатывать достаточно энергии — тогда нагрузку возьмут угольные и газовые станции. Такое уже случалось в 2022 и 2023 годах. Неопределенность вносят и новые тарифы США на китайские товары — их влияние на промышленность пока не ясно.
Но в долгосрочной перспективе все будет зависеть от амбиций Пекина. Чтобы удовлетворить растущий спрос, Китаю каждый год нужно строить огромное количество новых электростанций, которые работают на «чистой» энергии — солнечных, ветровых, атомных. Речь идет о сотнях гигаватт. В 2026 году правительство представит новую пятилетнюю программу, где определит цели по чистой энергетике. Важным маркером станут и обновленные обязательства Китая в рамках Парижского соглашения — их представят на климатическом саммите СОР30.
По словам Мюлливирты, судьба глобального климата не зависит от одного лета в Китае. Но она в значительной степени зависит от того, как будут меняться выбросы в ближайшие годы и десятилетие.
Снижение выбросов в Китае — важный сигнал для мира. Он доказывает, что даже крупнейшая экономика может сокращать углеродный след без ущерба для роста. Но путь к «нулевым эмиссиям» требует не только солнечных панелей, но и политической воли. Если Пекин закрепит успех, это изменит правила игры в глобальной климатической гонке.