Американское общество практически разделено на два лагеря — демократов и республиканцев. Политическая поляризация достигла уровня, когда эти люди не просто расходятся во взглядах — они все чаще воспринимают друг друга как угрозу, врагов, недостойных даже базового уважения.
Алгоритмы социальных сетей, подпитывающие пользователей контентом, усиливающим их убеждения, создали параллельные информационные вселенные для «красных» и «синих» штатов. Контакты между носителями противоположных взглядов сведены к минимуму или проходят в атмосфере взаимной неприязни. Этот феномен — негативная партизанская пристрастность — стал одной из главных угроз социальной ткани США.
Ученые давно ищут способы навести мосты через эту пропасть. Психологи знают, что один из самых эффективных путей к снижению предубеждений — личный контакт и сотрудничество ради общей цели. Но как создать такие условия в масштабах огромной, разделенной страны?
Ответом гарвардских исследователей стала онлайн-викторина Tango. Ее принцип гениально прост: игра автоматически объединяет двух случайных игроков — демократа и республиканца — в одну команду. Их задача — сообща отвечать на вопросы викторины, общаясь через встроенный чат. Именно необходимость сотрудничать ради победы, а не противоборствовать, становится ключом к переменам.
Статья по теме: Психологи рассказали, что делает день хорошим
Масштабный эксперимент с участием почти пяти тысяч американцев из разных политических лагерей дал впечатляющие результаты. Ученые зафиксировали значимое снижение уровня негативной пристрастности — той самой слепой ненависти к членам противоположной партии. На смену ей пришли рост взаимной симпатии и, что особенно показательно, увеличение финансовой щедрости к политическим оппонентам.
В рамках одного из пяти экспериментов участникам дали реальные сто долларов, которые они могли распределить по своему усмотрению. Игроки, которые всего час назад сотрудничали с представителем враждебного лагеря в Tango, оказались намного щедрее по отношению к членам противоположной партии по сравнению с теми, кто не играл или играл в одиночку.
Наиболее удивительным оказался не только сам эффект, но и его стойкость. Позитивные изменения в отношении к оппонентам сохранялись во всех экспериментах долгое время после единственной игровой сессии продолжительностью всего шестьдесят минут.
«Мы раз за разом видим, что эффекты сохраняются как минимум месяц, а часто и до четырех месяцев после всего одной игровой сессии», — констатировал Джошуа Грин, профессор психологии Гарвардского университета, соавтор игры и ведущий автор исследования, , опубликованного в журнале Nature Human Behaviour.
Статья по теме: Ученые объяснили, какие компьютерные игры из детства кажутся лучшими
Грин, чьи научные интересы лежат на стыке экспериментальной психологии, нейробиологии и философии, последние годы глубоко изучал механизмы взаимовыгодного сотрудничества. Он видит в этом фундаментальный принцип организации жизни.
«На каждом уровне причина, по которой мир не остался первичным бульоном, заключается в том, что части могут объединяться в целое, способное достичь большего вместе, чем по отдельности», — пояснил ученый ученый.
По его мнению, Tango — это практическая реализация этого принципа для преодоления социальных разломов.
Игровой процесс включает три раунда вопросов. Часть вопросов затрагивает культурные темы, где у представителей разных партий может быть преимущество. Например, демократы чаще знают детали популярного сериала Netflix «Очень странные дела», а республиканцы — подробности о реалити-шоу «Утиная династия».
Другой блок вопросов затрагивал спорные темы. Левые, как правило, знают, что иммигранты в США совершают мало преступлений. А правые — что штурмовые винтовки фигурируют в сравнительно малом числе убийств. Tango нарочно включал в игру «неудобные» факты для обеих сторон, которые могли вывести игрока из равновесия. Несмотря на неудобные вопросы, игроки реагировали положительно.
Статья по теме: Гаджеты помогли сохранить ясность ума после 50 лет
Ключевой элемент, усиливающий эффект Tango — это необходимость командного взаимодействия. Два игрока противоположных взглядов координировали свои действия через встроенный чат. В процессе они спорили, обсуждали, хвали друг друга за удачные ответы. Именно это, как считают авторы, и формирует эффект сплочения. Ученые подчеркнули, что игра превращается в цепочку маленьких праздников, где успех партнера радует не меньше, чем собственный.
Всего один час игры в Tango так сильно снизил ненависть между демократами и республиканцами, что это будто «отменило» 15 лет, за которые эта ненависть успела вырасти. Такого мощного эффекта от чего-то столь быстрого и простого раньше никогда не видели. По мнению авторов работы, Tango как «чудо-таблетка» от политической вражды.
Сейчас команда работает над тем, чтобы сделать Tango доступной широкой публике. В планах — запуск регулярных сессий на сайте letstango.org, проведение вечеров игр в барах по всей стране. Уже прошли пробные запуски в университетах — Гарварде, Корнелле, Стэнфорде, Университете Миссури и других.
Разработчики готовят адаптации и для других стран. Уже идет пилот в Израиле. Готовят вопросы для версий игры в Индии и Северной Ирландии. Tango может стать универсальным инструментом, который сближает людей даже в самых расколотых обществах.