Рождение ребенка — всегда серьезный процесс, а преждевременные роды — особенно тяжелые для младенца и семьи. Такие дети попадают в отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных, где за ними круглосуточно наблюдают врачи. Медики борются за их жизнь и здоровье, но долгое пребывание в инкубаторе, в отрыве от родителей, имеет свои последствия.
Одно из них — риск более медленного развития мозга. Авторы предыдущих исследований доказали, что преждевременное появление на свет часто связано с изменениями в структуре мозга. Эти изменения, в свою очередь, могут приводить к трудностям в освоении языка. Иногда такие сложности сказываются на дальнейших коммуникативных навыках и даже на успехах в учебе.
Известно, что живой контакт с матерью, звук ее голоса и биение ее сердца — мощные стимулы для младенца. Они стимулируют развитие нейронных путей, отвечающих за слух и обработку речи. Однако в условиях реанимации родители далеко не всегда могут постоянно находиться рядом с ребенком, держать его на руках и разговаривать с ним. Медицинские процедуры и необходимость поддерживать стерильную обстановку создают физический и организационный барьер. Ученые задумались: можно ли воспроизвести этот целебный контакт с помощью технологии?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, группа американских ученых под руководством Кэтрин Трэвис (Katherine Travis) из Медицинского колледжа Вейля Корнельского университета в Нью-Йорке провела рандомизированное контролируемое исследование. В эксперименте участвовали 46 младенцев, которые родились на очень ранних сроках — от 24 до 31 недели беременности.
Стресс во время беременности может спровоцировать экзему у ребенка
Экзема у ребенка — мучительный зуд, красные пятна и бессонные ночи для всей семьи. Авторы нового исследования пришли к выводу, что это незаразное заболевание может «закладываться» еще в утробе. Сильный стресс у будущей матери на шестом—восьмом месяце беременности способен особым образом перепрограммировать иммунную систему кожи плода. После рождения ребенка она начинает слишком остро реагировать на малейшие раздражители, запуская механизм развития экземы.
Матери детей записали на аудио отрывки из детской книги «Медвежонок Паддингтон» английского писателя Майкла Бонда. Затем исследователи сформировали две группы. Половине малышей два раза в час, с десяти часов вечера до шести утра, включали 10-минутную запись с голосом их матери. В итоге каждый ребенок слышал голос матери в записи в среднем дополнительно 2,7 часа в сутки. Так продолжалось до предполагаемой даты родов, когда дети должны были появиться на свет при нормальной беременности. Другая половина детей получала стандартный медицинский уход, но без прослушивания записей.
Когда младенцы достигли доношенного возраста, ученые провели два вида сканирования их мозга с помощью магнитно-резонансной томографии, чтобы показать, насколько организованы и связаны между собой сети мозга.
Результаты оказались впечатляющими. У тех детей, которые слышали ночью голос матери, нейронные связи в области левого дугообразного пучка и вокруг него были значительно прочнее и лучше организованы. Именно эта зона — одна из ключевых в мозге для обработки речи.
Трэвис пояснила, что структура этого пучка у детей из экспериментальной группы выглядела более зрелой. Ее организация больше походила на ту, которую нейрофизиологи ожидают увидеть у ребенка более старшего возраста или у младенца с опережающим развитием.
Выявлены долгосрочные последствия беременности
Беременность сильно меняет женский организм. Тело матери продолжает меняться месяцами, а некоторые органы не возвращаются к прежнему состоянию даже спустя год. Ученые впервые детально изучили, какие системы организма страдают сильнее всего и как долго длится восстановление.
Данные МРТ также позволили выдвинуть гипотезу о механизме этого ускоренного созревания. Ученые предположили, что его может стимулировать усиленная миелинизация. Миелин — это жировая оболочка, которая изолирует нервные волокна, подобно тому как изолента изолирует электрический провод. Такая изоляция помогает нервным сигналам перемещаться по мозгу быстрее и эффективнее. Миелинизация — краеугольный камень здорового развития мозга, особенно для тех путей, которые отвечают за коммуникацию и обучение.
Ранее исследователи уже замечали: замедление развития в этих зонах мозга связано с последующими трудностями в освоении языка и учебе. Новая работа намекает, что направленное воздействие голоса матери способно улучшить эти показатели.
Но остается вопрос — есть ли что-то уникальное именно в материнском голосе? Мог бы другой голос, например отца или бабушки, дать схожий эффект? Пока окончательного ответа нет. Однако ученые в более ранних работах показали, что слух у плода начинает работать примерно с 24 недели беременности. Постоянное воздействие голоса матери в утробе, предположительно, может объяснить, почему после рождения младенцы явно предпочитают его всем остальным голосам.
Возраст матери повлиял на пол будущего ребенка
Принято считать, что пол ребенка определяется сперматозоидом поскольку он несет либо X-, либо Y-хромосому. Какой именно сперматозоид первым доберется до яйцеклетки, тот и определит пол будущего ребенка. Однако авторы нового исследования обнаружили закономерность: у некоторых женщин вероятность рождения ребенка одного пола может быть заметно выше.
Трэвис отметила, что материнский голос — один из самых знакомых и биологически значимых звуков для младенца. Поскольку этот голос хорошо известен ребенку еще до рождения, он может особенно сильно вовлекать в работу развивающийся мозг. В то же время, исследовательница отметила, что разнообразие в речи тоже критически важно для развития языка. Поэтому вполне вероятно, что речь других близких людей — отцов, бабушек и дедушек — может обеспечить схожие преимущества. Команда ученых планирует изучить эту гипотезу в своих будущих работах.
Метод, предложенный командой Трэвис, прост в использовании и не требует сложного оборудования, поэтому его можно легко внедрить в систему ухода за недоношенными детьми. Однако британский профессор медицины Дэвид Эдвардс (David Edwards) из детской больницы Evelina London предупредил: результаты пока не стоит переоценивать. Выборка мала, нужны дополнительные контрольные группы — например, с другими источниками речи или звуковыми стимулами.
Команда Трэвис осознает эти ограничения. Сейчас они готовятся подтвердить свои выводы в более масштабных испытаниях, а также проверить метод на детях с более серьезными медицинскими проблемами. Самое важное — ученые продолжат наблюдать за участниками нынешнего исследования. Главная задача — выяснить, превратятся ли зафиксированные изменения в мозге в реальные, ощутимые преимущества. Смогут ли эти дети в будущем лучше говорить, яснее выражать мысли и легче общаться со сверстниками.
Выводы ученых представлены в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: