Связь с редакцией: info@severnymayk.ru

Запрет смартфонов в школах навредил психике учеников

В голландских школах отменили смартфоны, надеясь сделать учебу спокойнее и сосредоточеннее. Но вместо улучшения концентрации некоторые подростки почувствовали себя отрезанными от мира. Авторы нового исследования показали неожиданный эффект от запрета на использование телефонов в школе.

Последние годы смартфоны и планшеты превратились в главных подозреваемых в проблемах образования и психического здоровья подростков. Считается, что именно эта техника влияет на успеваемость, снижает концентрацию внимания и даже увеличивает рост тревожности среди школьников. Хотя убедительных научных доказательств этих связей до сих пор не так много, некоторые страны выбрали путь ограничений.

Нидерланды стали одними из первых, кто сделал этот выбор. С января 2024 года правительство страны ввело официальный запрет на использование смартфонов и других устройств непосредственно в классах. Однако некоторые учебные заведения пошли еще дальше. Они установили тотальный запрет на весь школьный день. В таких школах ученики обязаны оставлять телефоны в личных шкафчиках с утра и до окончания занятий. 

Подобная практика существует и в других странах, например, в Великобритании, где правительство рекомендует ограничивать использование гаджетов, но окончательное решение остается за администрацией школы. В Соединенных Штатах нет единого федерального запрета, поэтому политика сильно различается — от полного запрета до разрешения использовать телефоны на усмотрение учителя.

Чтобы понять, как повлиял запрет на жизнь подростков, группа ученых из Нидерландов под руководством Саньогита Харе (Sanyogita Khare) из Университета Неймегена провела опрос среди учеников двух средних школ, полностью отказавшихся от смартфонов. Исследователи провели первый опрос в декабре 2023 года, еще до введения общегосударственного запрета. Затем они повторили исследование в марте и апреле 2024 года, когда запрет уже действовал несколько месяцев.

Исследование: смартфоны делают подростков несчастными

Количество времени, проведенное подростками перед экраном гаджета, обратно пропорционально их ощущению счастья, согласно исследованию, опубликованному в журнале Emotion. Кратко об этой новости сообщает издание UPI. В своем исследовании команда психологов...

Ученые сосредоточились на измерении двух типов одиночества — социального и эмоционального. Социальное отражает, насколько человек чувствует себя частью группы, эмоциональное — насколько он близок с друзьями и может довериться им.

Сравнение данных до и после запрета дало противоречивую картину. Общий уровень социального одиночества не изменился, но эмоциональное одиночество немного выросло. Харе объяснила это просто: у некоторых подростков самые близкие друзья учатся в других школах, а запрет лишил их возможности общаться с ними в течение дня.

Особенно уязвимыми оказались подростки, которым и без того трудно заводить контакты. Они стали чувствовать себя еще более изолированными, даже если внешне ничего не изменилось. Ученые считают, что эффект может быть коротким — со временем ученики приспособятся и найдут другие способы поддерживать дружбу. По мнению авторов исследования, запрет лишает подростков возможности близкого общения с родными и друзьями, которое не всегда удастся заменить живым взаимодействием на перемене.

Однако работа имеет ряд ограничения. Ученые не сравнивали эти школы с другими, где правила мягче и телефоны разрешены хотя бы на переменах. Чтобы сделать точные выводы, нужны данные из школ с разными подходами. Без этого нельзя понять, отражают ли результаты общие тенденции или особенности конкретных учебных заведений.

Гаджеты помогли сохранить ясность ума после 50 лет

Смартфоны, планшеты и интернет часто обвиняют в том, что они «ломают» мозг. Но авторы нового исследования выяснили, что для людей старше 50 лет гаджеты могут стать своеобразным «щитом» против когнитивного упадка. Ученые проанализировали данные 410 тысяч человек и нашли связь, которая заставляет пересмотреть привычные страхи.

Благие намерения очистить образовательное пространство от цифровых помех сталкиваются со сложной реальностью детской психологии. Смартфон для современного подростка — это не только источник отвлечения, но и важный социальный инструмент, мостик к близким людям и способ справиться с тревогой. Жесткий запрет, как показывают авторы в своей работе, может негативно сказаться на тех, кто и так находится в группе риска — эмоционально уязвимых и испытывающих трудности в социализации детей.

Прежде чем вводить тотальные ограничения, школам стоит взвесить все «за» и «против» и подумать о гибких решениях. Возможно, разрешение пользоваться телефоном на переменах или создание специальных зон для коммуникации смягчит негативные последствия. В погоне за академическими успехами нельзя забывать, что школа — это не только уроки, но и живая социальная среда, где формируются личности.

Исследование пока еще не прошло рецензирование и было опубликовано на сайте препринтов по психологии PsyArXiv.org.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: